Хороший маркетолог должен уметь продавать себя

Хороший маркетолог должен уметь продавать себя

Волна увольнений «вымыла» из компаний многих специалистов по маркетингу. О том, нужен ли бизнесу маркетолог, и чего хочет от него работодатель, «Профессии» рассказал преподаватель маркетинга и маркетинговых коммуникаций кафедры «Предпринимательство и коммерция» Политеха (СПб) Анастасий Климин.

– Увольнения маркетологов объясняются тем, что работодатель не видит от них конкретной пользы. В обычном понимании маркетинг сосредоточен в маркетинговых исследованиях и рекламе. Но квалифицированный маркетолог может заниматься анализом ассортимента, разработкой бизнес-плана, расчетом доходности и рисков проектов. А работодатели часто слабо представляют круг обязанностей маркетолога. Затраты на рекламу и исследования падают – вслед за ними увольняют и маркетологов. К тому же выпускники вузов часто не владеют методиками и программами обработки данных, не умеют составлять анкеты, работать с интервьюерами. Поэтому они рассматриваются как балласт для компании. В отличие от менеджеров по продажам, у которых сразу виден результат. Еще одна проблема – слабая практическая подготовка начинающих маркетологов. Часто они не владеют методами прогнозирования даже в стабильной ситуации, не то что сейчас. Если маркетолог хорошо знает рынок, владеет прогнозированием – его не уволят.


– А как вы оцениваете престиж образования маркетолога? Не слишком ли он переоценен?

– Сегодня вокруг профессии маркетолога сложилась брендинговая оболочка, на которую клюет молодежь. Есть некий пафосный образ вокруг профессии, и есть разные уровни подготовки в разных вузах. Даже если у вас в дипломе одни отличные оценки, это еще не значит, что вы в совершенстве владеете предметом. У нас сегодня много экономистов, бухгалтеров, юристов, маркетологов. Но их средний уровень значительно ниже предъявляемого работодателем. Зачастую они не имеют ни должной квалификации, ни практических навыков.

– Но у молодых выпускников им неоткуда взяться…

– Чтобы преодолеть этот порочный круг, предприятия должны с охотой брать на работу студентов – маркетологов. И не только давать практические задания, но и обучать на местах в соответствии со спецификой компании. Сегодня это встречается редко. Если практиканта и берут, то поручают малозначительную работу – лишь бы под ногами не мешался. Конечно, никакой обязаловки тут быть не может. Брать на практику или нет – решает сам руководитель. Но чем больше компании будут брать студентов на практику, тем крепче будет связь между вузами и работодателями. Вузы будут лучше знать, что сегодня требуется в компаниях, и в соответствии с этим будут корректировать свою учебную программу. Но сегодня связь между вузами и предприятиями еще не очень хорошо налажена. В итоге выпускник вынужден пользоваться трудами западных теоретиков маркетинга, часто оторванных от российской реальности.

– Наблюдается ли сегодня совмещение обязанностей маркетолога с другими, скажем, бренд–менеджера?

– Обязанности маркетолога, рекламиста и бренд-менеджера во многом пересекаются. Бренд-менеджер занимается исследованием рынка, прогнозированием, разработкой и рекламой определенного бренда. Рекламист – разработкой рекламных предложений, взаимодействием с медиаструктурами. Он тоже отчасти маркетолог. Маркетинг объединяет рекламу и бренд – менеджмент в одну сферу деятельности. Но у каждого – свои склонности. Кому-то нравятся расчеты, кому-то – креатив с рекламой, а кому-то – руководство людьми. Что касается совмещений профессий, то маркетолог может частично выполнять обязанности коммерческого директора, в меньшей степени – финансового директора. С другими специальностями – например, директора по персоналу – его совмещать нельзя.

– Говорят, сейчас рынок труда несколько оживился…

– Оживления рынка труда пока не ощущаю. Слышал лишь, что продолжается падение спроса на всех специалистов, в том числе и на маркетологов.

– На какие деньги сегодня с учетом кризиса может рассчитывать начинающий маркетолог?

– Минимум, на который претендуют наши выпускники – 20 тыс рублей в месяц. Конечно, со временем они рассчитывают на большие зарплаты, надеются на их быстрый рост. Но пока это – минимальная зарплата, за которую они согласны работать после окончания вуза.

– Что вы посоветуете будущим выпускникам, чтобы получить шанс на трудоустройство?

– Если выпускник хочет работать по специальности, он должен показать работодателю все свои навыки и убедить его, что для компании он станет ценным специалистом. Надо тщательно собирать свои выпускные работы с решением практических задач для конкретной фирмы, брать рекомендательные письма, заводить трудовую книжку. Если студент хороший – ему не стыдно будет показать свои прошлые работы. Да, сейчас трудоустроиться будет сложнее. Но это можно считать практическим заданием для самого маркетолога. Он должен оценить ситуацию на рынке труда, дать прогноз и понять, в какую сторону ему самому стоит развиваться – искать работу по своей специальности, овладевать смежной профессией или открывать свой бизнес. Это называется «позиционирование личности», или поиск своей рыночной ниши. Хороший маркетолог должен уметь продавать себя.

Please follow and like us:

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *