Четверо из десяти россиян (40%) заявляют, что всегда ходят за продуктами с уже составленным списком. А еще половина (49%) признаются, что списка не готовят, но всегда заранее знают, что следует купить. При этом две трети российских покупателей (65%) не могут отказаться от незапланированных покупок. Исследование показало, что среди россиян в три раза больше тех, кто получает от покупок удовольствие, чем таких, кто считает этот процесс рутиной
Исследовательский холдинг Ромир в рамках проекта по изучению потребительского поведения россиян в феврале 2013 года провел опрос о стиле покупок продуктов питания. Где? Как? Сколько? Чем руководствуются при выборе товаров? Получают ли от покупок удовольствие?
В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.
Итак, согласно полученным результатам, с подготовленным списком за покупками ходят 40% респондентов. Четверть (24%) никогда списки не составляет. И еще чуть больше трети (36%) опрошенных ответили, что практикует оба варианта – и со списком, и без такового (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Я всегда хожу за покупками с заранее подготовленным списком (%)
Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013
Отметим, что покупки по списку несколько чаще делают семейные горожане старше 45 лет с низким доходом. А вот молодые участники опроса 18-24 лет, наоборот, значимо чаще, чем в среднем по выборке отвечали, что никогда список покупок не составляют – предпочитают в магазине импровизировать.
Участникам опроса было также предложено прокомментировать утверждение: я не составляю список покупок, но всегда четко знаю, что нужно купить. И ответы распределились следующим образом. В той или иной степени согласны с такой моделью поведения половина респондентов – 49%. Причем значительно чаще такой вариант ответа указывали горожане старше 45 лет.
Каждый пятый опрошенный (22%) выразил несогласие с данным утверждением. И 29% высказались нейтрально – ни да, ни нет (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Список не готовлю, но всегда четко знаю, что мне нужно купить (%)
Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013
Ответы на первые два вопроса исследования, казалось бы, представляют российских покупателей достаточно рациональными и дисциплинированными. Однако комментарии следующего утверждения участниками опроса развенчивают иллюзию строго программирования россиянами покупок. Так, две трети (65%) респондентов признаются, что почти всегда помимо запланированных товаров они покупают что-то еще. Несколько более импульсивны в формировании своей корзины женщины – молодые жены и мамы (24-35 лет).
17% горожан ответили, что редко покупают незапланированные товары. И 19% опрошенных прокомментировали данное утверждение нейтральным образом (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3. Помимо тех продуктов, за которыми я пришел в магазин, я часто покупаю что-то еще (%)
Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013
Анализ результатов опроса выявил любопытный факт. Оказывается, наибольшим самоконтролем и самодисциплиной в вопросе покупки продуктов являются разведенные россияне. Они чаще, чем представители других групп респондентов, составляют список продуктов перед походом в магазин. Почти в полтора раза чаще, чем в среднем по выборке разведенные давали ответ о четком знании того, что нужно купить, даже если они идут в магазин без списка. Они же значительно реже, чем остальные респонденты говорили о том, что делают незапланированные покупки.
Кстати, разведенные горожане опять же несколько чаще, чем в среднем по выборке, получают от покупок удовольствие. В целом же при ответе на вопрос об эмоциях, которые испытывают потребители от похода за продуктами, ответы распределились так: для 63% опрошенных покупка продуктов это просто жизненная необходимость. 9% назвали этот процесс рутиной. А 28% горожан ходят за продуктами с радостью, получая от процесса удовольствие.