Если вы уже решили, что хотите стать менеджером, маркетологом или журналистом, не спешите поступать на профильные специальности. Прямой путь в эти профессии, к сожалению, зачастую не приводит к ожидаемому успеху. Если вы намерены попасть в «высшую лигу», начните с правильного образования. «КПУ» разобрался, какое именно подойдет для этих профессий.
Отраслевое — для менеджера
«На днях сын привел домой девушку, стали знакомиться, — рассказывает банкир Роман Павленко. — Я спросил, где она учится, и она ответила, что на факультете менеджмента какого-то там института с непроизносимым названием. И кем же вы собираетесь работать, когда получите диплом? — спросил я ее. Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего и ответила с интонацией «объясняю для тупых»: «Как это кем? Менеджером, конечно!» Банкира ответ привел в ступор, и разговор на том завершился. Роман до сих пор не может прийти в себя: «Менеджером она будет, это им в институте объясняют! Не существует такой профессии!»
Квалификацию «менеджер» получают студенты, обучающиеся по направлениям «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Информационный менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление». Сомнительной эта квалификация выглядит по той простой причине, что менеджмент — это исключительно прикладная область деятельности, поэтому изучение теории в отрыве от практики даст студентам лишь смутное и нередко искаженное представление о том, чем им придется заниматься. Вряд ли молодые люди без управленческого опыта хоть что-то вынесут для себя из курсов «Этика и психология деловых отношений» или «Практика антикризисного менеджмента».
Позиции опытных управленцев расходятся: одни утверждают, что виртуозное владение принципами и навыками менеджмента позволяет работать в любой отрасли. Успешные примеры тому тоже есть: Александр Торбахов, возглавлявший подразделение «Росгосстрах Жизнь» спокойно перешел на позицию гендиректора в другую отрасль в компанию «Вымпелком».
Другие менеджеры считают, что успешно управлять можно только той отраслью, в которой ты досконально разбираешься. Например, старожилы интернет-индустрии придерживаются принципа «интернет для интернетчиков». То есть шансов стать руководителем интернет-компании или даже проекта, больше у тех, кто имеет профильное образование — инженеры по направлению «Информатика и вычислительная техника». Елена Бурсакова, заместитель генерального директора по интернет-проектам компании «РДВ-медиагрупп», уверена: «Уже сейчас видно, что более эффективные интернет-менеджеры — это люди с техническим образованием и программистским бэк-граундом. Руководитель должен знать нормативы и требования, если ваш программист должен был потратить на определенный вид работы три часа, а он потратил пять — ваш проект уже понес убыток».
Знание конкретной отрасли, ее специфики и технологий производства будет хорошей базой, на которую можно «нарастить» менеджерские навыки. Поэтому, если ваша мечта — стать директором, определитесь, в какой отрасли вы хотите работать, и поступайте в отраслевой вуз — строительный, транспортный, нефтяной. Изучите там специфику отрасли, а дорасти до руководящей должности можно и без специального образования.
Экономическое — для маркетолога
Специальность «Маркетинг» не так давно появилась в российских вузах, она еще не «обкатана», не соотнесена с реальными требованиями работодателей к специалистам этого профиля. Представления абитуриентов о будущей работе маркетолога как об очень творческой часто не соответствует действительности. Точнее, креатив — это далеко не вся и даже не самая большая составляющая работы маркетолога. Например, когда в компанию «Сибур Холдинг» искали специалиста в отдел стратегического анализа и планирования, его основные обязанности сводились преимущественно к подготовке аналитических отчетов по состоянию рынка и долгосрочным прогнозированиям цен на базе статистического анализа. То есть маркетологи должны отлично знать математику, статистику, специальные программы, которые позволят им считать и анализировать полученные данные по рынку. Нередко и вузы, которые готовят маркетологов, уделяют недостаточно внимания этим предметам.
Среди специальных дисциплин маркетологи изучают маркетинговые исследования, поведение потребителей, товарную политику компании, маркетинговое ценообразование и анализ цен, рекламный менеджмент и другие предметы. Однако генеральный директор маркетингового агентства AG Loyalty Наталья Аксенова убеждена, что маркетолог должен в первую очередь уметь считать и интерпретировать полученные данные по рынку. Поэтому в свое агентство на должности маркетологов она принимает только выпускников с экономическим образованием.
Иногда требования работодателя к квалификации маркетолога могут быть совершенно неожиданными, но и в этих случаях экономическое образование может вас спасти. Например, когда компания «КАМИ-Станкоагрегат», поставщик оборудования для деревообработки и лесопиления, искала бренд-менеджера, то преимущество отдавала кандидатам с техническим образованием, потому что без инженерных знаний маркетолог не смог бы управлять жизненным циклом продукта и давать консультации менеджерам по продажам о характеристиках оборудования. Правда, работодатель готов был принять на работу и кандидатов с экономическим образованием, но только в том случае, если это выпускники технических вузов.
Широкое гуманитарное — для журналистаС
пециальность «Журналист» получают преимущественно на журфаках, и именно в адрес выпускников этих факультетов летят далеко не лестные отзывы работодателей. Их обвиняют в элементарной безграмотности (а выпускников журфака МГУ — в сочетании с претенциозностью), отсутствии системных знаний и недостатке эрудиции. На журфаках действительно дают непонятное образование. С первого по пятый курс тщательно изучают литературу — от древних греков до наших дней, философию, историю, есть социология, экономика, реклама и PR. Из спецпредметов — журналистское мастерство, история мировой журналистики, основы творческой деятельности журналиста, этика и даже сомнительная теория журналистики, в которой описаны идеальные модели взаимоотношений журналистов с их издателями и аудиторией.
Журналисту, несомненно, требуется хорошее системное образование, не важно, в какой сфере. Журфаки такой подготовки не дают, и возможно поэтому в медиа среди заметных и успешных журналистов очень мало выпускников журфаков. Правда, Демьян Кудрявцев из «Коммерсанта» и Леонид Парфенов учились там. Но чаще все-таки у хороших журналистов образование не профильное. Валерий Панюшкин, например, по специальности театровед, Алексей Венедиктов — историк, Леонид Бершидский — лингвист, главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев — выпускник МФТИ, главред журнала Maxim Александр Маленков — математик.Журналист должен осмыслять современную реальность и транслировать осмысленное своей аудитории. В его деятельности много аналитической работы, творчества, размышлений. Академический директор Центра социологического образования Института социологии РАН Александр Согомонов считает, что подобная работа невозможна без гуманитарного знания. «Он не может не знать Платона, Данте и Петрарку, но не потому, что образованному человеку положено знать историю мировой культуры, отнюдь нет. А потому, что это гигантские, отработанные пласты мышления. Гуманитарий должен пропустить через себя эту огромную копилку способов, парадигм современного мышления, которое начинается со времен греческой философии».
Личный опыт
Николай Добровольский, вице-президент по развитию продуктов виртуализации компании Parallels: «Когда я поступал, то предпочел МИРЭА, потому что узнал, что там помимо специальности программиста учат бизнесу, менеджменту, экономике и двум языкам. Сейчас, когда моя должность совмещает в себе и разработку продуктов, и менеджмент, я понимаю, что не ошибся с критериями выбора. Хотя, конечно, я бы не сказал, что институтский курс менеджмента мне сильно помогает. Основные знания я получаю от нашего генерального директора, на практике. Но без знания продуктовой линейки компании и без опыта самостоятельной разработки я не смог бы управлять этим направлением».
Наталья Аксенова, генеральный директор маркетингового агентства AG Loyalty: «Маркетолог должен уметь в первую очередь производить расчеты оптимальных инвестиций продукта, оптимальной точки сбыта, media-value (стоимости за контакт при рекламном размещении) и так далее. Для маркетологов-гуманитариев эти задачи — темный лес. Невозможно добрать знания экономиста за несколько месяцев или даже лет практики в маркетинге. Гораздо проще напластовать несколько учебников по маркетингу на экономиста, что мы и делаем, когда берем на работу молодых специалистов».
Александр Гришин, редактор отдела экономики газеты «Московский Комсомолец»: «В нашем отделе диплом журналиста только у меня и еще у одной девочки. Остальные — инженер, историк, педагоги. И так везде. Диплом в нашей профессии вообще не имеет никакого значения — ни для роста, ни для старта карьеры. Судят по делам, а не по корочкам. Единственное преимущество журфаков перед остальными факультетами (особенно журфака МГУ) — на них учат быть коммуникабельным, раскрепощенным, смелым в общении. Но это лишь один из аспектов профессии. В телевизионной журналистике ситуация похожая. Все, что касается специальных навыков работы в эфире, — всего лишь ремесло, в этом деле нет ничего, что заслуживало бы статуса высшего образования. А вот действительно важным вещам — умению найти и разработать «горячую» тему в вузах, к сожалению, не учат».